• АРХСТОЯНИЕ: тайна имени и история появления знаменитого фестиваля

АРХСТОЯНИЕ: тайна имени и история появления знаменитого фестиваля

Какова история появления Архстояния и почему такое необычное название? Почему "Ленивец" и при чем тут Никола? Давайте вместе раскроем тайны известного фестиваля.

Текст: Татьяна Филиппова

Легенда гласит, что однажды, в канун дня Николая Угодника, неприятельские дружины переправились через Угру, преодолев сопротивление местного ополчения. Река Угра была важным стратегическим объектом: на ее берегах не раз шли битвы между русской ратью и войсками Большой Орды. Русские воины отступили и рассеялись в калужских лесах, а неприятель, обрадованный легкой победой, «обленился», то есть утратил бдительность. На рассвете следующего дня русское войско наголову разбило врага, после чего деревня и стала называться Никола-Ленивец – в честь Святителя Николая, пособившего православной рати, и чудесного избавления от врага.

Из заброшенной деревни - в центр "Арт-Москвы"

Новейшая история Никола-Ленивца началась в 1989 году, когда здесь поселились архитектор Василий Щетинин и художник Николай Полисский. Никола-Ленивец в это время был заброшенной деревней, вокруг руин ампирной церкви стояли семь ветхих домов. Одной особенно снежной зимой Полисскому и его друзьям пришло в голову слепить из снега снеговиков и привлечь к этому делу местных жителей. Этот и был тот исторический момент, о котором тоже когда-нибудь будут складывать легенды как о событии, перевернувшем жизнь николо-ленивецких жителей. Обрадованные неожиданным заработком, крестьяне слепили несколько сотен снеговиков. Одни стояли на высоком берегу Угры, как каменные истуканы на острове Пасхи, другие спускались вниз, как будто собирались перейти реку по льду. Полисский рассказывает, что как только их увидел, потянулся за «мыльницей»: картинка была завораживающая. В 2000-м году эти снимки показывались на «Арт-Москве» и восхитили всех.

Вавилонская башня

Летом силами местных жителей был создан новый художественный объект, вавилонская башня – спиральная, как положено. Но из сена. К сожалению, башня скоро начала гнить, поэтому ее сожгли, заложив таким образом традицию празднования в Никола-Ленивце русской Масленицы. Здесь каждый год сжигают какой-нибудь объект, правда, последнее время его специально для этого и строят, потому что авторы тех сооружений, которые в арт-парке уже прижились, ни в какую не соглашаются на сожжение. В этом году на масленницу жгли большой двадцатиметровый мост, возведенный по проекту архитектурного бюро Katarsis из сухостоя, соломы и деревянного мусора.

"Маяк" из веток

Первым долговечным объектом Полисского и его соавторов  - жителей деревни стал «Маяк»,  сплетенный из веток вязов за три месяца. «Маяк» стоит на излучине реки, там, где когда-то был собран из сена зиккурат, где шли к воде снеговики. А чуть выше, на склоне холма, находятся объекты, построенные архитекторами в рамках фестиваля «Архстояние»: «Ухо» Владимира Кузьмина и Влада Савинкина, «Сарай» Юрия Григоряна и «Кроватка» Александра Бродского. Последняя вещь вызывает у народа особенно теплые чувства, поскольку является иллюстрацией к стихотворению Лермонтова «Выхожу один я на дорогу». Тут есть все: и дуб, под которым можно прилечь, и голубое сияние над головой, и блестящий изгиб Угры, и тишина. Но не в дни «Архстояния», конечно.

Первый фестиваль

На первый фестиваль, который прошел в 2006 году, в Никола-Ленивец приехали 17 лучших архитекторов того времени, и каждый построил здесь свой арт-объект, руководствуясь общим правилом: объект должен быть сделан из природного материала и вписан в ландшафт так, чтобы создавалось ощущение, что он вырастает из земли. «Как гриб», - уточняет Полисский. Кураторами арт-программы выступили Юлия Бычкова и Антон Кочуркин, соединившие архитектуру и искусство.

С каждым годом количество объектов росло, вместе с ними вырастал и фестиваль, увеличивалась его аудитория: от 500 человек в 2006 году до нескольких десятков тысяч – в последние годы. Оказалось, что нет в окрестностях Москвы такого места, где бы все соединилось – природа, люди, творчество. Где есть инфраструктура, позволяющая остаться в деревне на несколько дней и провести их пусть и в походных условиях, но с относительным комфортом. Дорог, правда, нет, но это никого не пугает.

Николай Полисский считает, что они и не нужны. «Я бы ничего сильно не менял. Улучшил бы… чтобы было посытней, побогаче, домиков побольше. Но только на территории деревни. Потому что уже появляются бизнесмены, которые хотят делать кемпинг на берегу Угры. И очень трудно с этим бороться, потому что они в невменяемости. Предлагают мне деньги. Я говорю: «Да не надо мне твоих денег, просто не делай этого. Потому что у тебя все равно ничего не получится, а люди в итоге перестанут сюда ездить. Сакральность исчезнет. Объекты, которые мы создаем, должны быть в окружении природы, а люди этого не понимают».

О том, как прошло Архстояние-2020 в этом году, кликайте и читайте по ссылке.

Смотрите также:

АРХСТОЯНИЕ 2020: 15 лет легендарному фестивалю в ...

Актуальные статьи